Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук имени Ташмухамеда Ниязовича Кары Ниязи был создан 17 января 1929 года и с 15 июня 1929 года начал осуществлять свою деятельность в Самарканде в ведомстве народного комиссариата просвещения Республики. В 1931 году институт был переведен в столицу Узбекистана – Ташкент. В последующем от института выделился институт культурного строительства, а с 1934 года стали функционировать самостоятельно Институт языка и литературы – в составе Академии наук Узбекистана, институт искусствознания (Министерство культуры) и узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук при народном комиссариате просвещения Республики. В соответствии с потребностями в сфере народного образования и социальным заказом общества институт осуществлял свою деятельность как научно-исследовательский институт школ (с 1939 года), методическое управление народного комиссариата просвещения Республики (с 1941 года) и с 1946 года по настоящее время функционирует под своим нынешним названием. Научные исследования, осуществляемые в институте, с 1991 года финансируются Государственным комитетом по науке и технике, с 2003 года финансирование выделяется Центром науки и технологий на основе выполняемых грантов. В 1967 году был организован Каракалпакский филиал института, который ведет исследование актуальных непосредственно для региона проблем образования. В состав института входит аспирантура (с 1960 года) и докторантура (с 1994 года), где осуществляется подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров (по специальностям 13.00.01 – Теория и история педагогики и 13.00.02 – Теория и методика образования) для Узбекистана и республики Центральноазиатского региона. При институте функционирует специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по теории и истории педагогики и частным методикам. В течение 1998-2006 годов на Совете защищено свыше 170 докторских и кандидатских диссертаций. Авторы многих из них являются специалистами высокого класса и вносят весомый вклад в развитие и процветание педагогической науки страны.

Высшим органом института является Ученый совет, которой контролирует ход работы над проектами, разрабатываемыми по заказу Центра науки и технологий. На ученом совете заслушиваются отчеты руководителей проектов, научных сотрудников института, докторантов, аспирантов, информация о выполнении заданий Министерства народного образования Республики. В функции Ученого совета входит также обсуждение и рекомендация к изданию монографий, учебников, учебных и методических пособий, различных работ научно-методического характера. В институте ведется работа по реформированию и совершенствованию содержания образования. В 1999-2001 годах при непосредственном участии сотрудников института разработаны Государственные образовательные стандарты по 23 учебным дисциплинам для общего среднего образования и академических лицеев, по 16 направлениям для профессиональных колледжей; созданы государственные требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. В настоящее время сотрудники института участвуют в модернизации образовательных стандартов и их реализации через программы, учебники и пособия в рамках Государственной общенациональной программы по развитию школьного образования. В разные годы институтом руководили академики и члены-корреспонденты Академии педагогических наук бывшего Союза С.Раджапов, Э.Кодиров, М.Хамраев, С.Шермухамедов, известные организаторы образования и ученые-педагоги. С 2004 года институт возглавил доктор педагогических наук, профессор Р.Х.Джураев. Начиная с 2006 года в институте выполняются исследования по 3 направлениям на основе прикладных и инновационных проектов, утвержденных Советом по научно-техническому развитию Центра науки и технологий при Кабинете министров Республики Узбекистан. 1. Педагогические основы личностно-ориентированного обучения и обучения в средней общеобразовательной школе (руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор В.И.Андриянова). 2. Педагогические основы формирования духовного иммунитета у учащихся общеобразовательных школ (руководитель - доктор педагогических наук У.К.Талипов). 3. Дидактические основы разработки содержания художественного образования на основе требований Государственной общенациональной Программы развития школьного образования на 2004-2009 годы (руководитель - кандидат педагогических наук – А.Сулаймонов). В настоящее время проводится целенаправленная работа по проектированию и исследованию перспективных психолого-педагогических проблем, направленных на развитие и совершенствование системы образования. В структуре института функционируют отделы «Педагогика и психология», «Прогностика общего среднего образования», «Теория и методика обучения естественным дисциплинам», «Теория и методика обучения общественно-гуманитарным дисциплинам», «Педагогические технологии и профессиональная ориентация», «Теория и методика начального образования». На базе института издаются научно-методические журналы «Народное образование», «Непрерывное образование», «Физика, математика и информатика», на страницах которых публикуются материалы концептуально-методического характера, статьи по вопросам, связанным с совершенствованием содержания образования и методов обучения.

Адрес института: г.Ташкент, ул.Узбекистанская, 98