В своем очередном Обращении к Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев затронул вопрос разработки Национальной концепции цифровой экономики, предусматривающей обновление всех секторов экономики на цифровых технологиях, и реализацию программы «Цифровой Узбекистан – 2030».

В обращение становится ясно, что программа в первую очередь связана с экономикой, но мы также считаем, что перед учителями в области образования стоят большие задачи. Экономическая жизнь страны, внедрение цифровых технологий во всех отраслях, реформы и передовые технологии, конечно, не могут обходиться без образования. Наоборот, основа цифровой экономики - это кадровое обеспечение и образование. Будущее цифрового Узбекистана в руках наших детей и молодежи, которые получают знания в школе. Если они будут обладать хорошими и современными знаниями, способными управлять и развивать цифровую экономику, наше будущее будет великим, и цифровой Узбекистан будет в безопасности.

На мой взгляд, нужно обратить внимание не только на точные и естественные науки, но и на все предметы, включая родной язык, который считается «порогом» для всех предметов. Между тем, остается проблема подготовки грамотных программистов, владеющих языком информатики, иностранным языком и родным языком. Не секрет, что задача по подготовке квалифицированных, компетентных специалистов в области государственного управления и во всех сферах общества не полностью выполнена. Национальная концепция цифровой экономики, продвигаемая Президентом, предназначена для узбекского народа, для многонационального Узбекистана. Поэтому следует каждому добавить свой вклад в создание и реализацию программы, поскольку это отвечает интересам всего народа.

Акцент на внедрение цифрового образования при разработке программы цифровой экономики отражен в опыте многих развитых стран. Особенно это видно в Российской Федерации. В частности, необходимо учитывать тот факт, что приспособление образования с цифровыми технологиями в общеобразовательных школах в будущем будет давать свои результаты. Эксперты утверждают, что ускорение внедрения цифровых технологий в преподавание не только информатики, но и всех учебных программ общеобразовательных школ позволит ускорить реализацию дальнейших планов. Тем не менее, бывают противники просвещения, прогресса, бывают противники введения каких-либо инноваций. И во внедрении цифровых технологий мы видим отрицательные стороны. В частности:

1. Низкий уровень материального обеспечения образовательных учреждений, особенно школ, не соответствует внедрению цифровых технологий.

2. Вместо того, чтобы внедрять цифровые технологии в учебный процесс учителя одобряют традиционный метод, считая этот метод легким и удобным.

3. Нехватка электронной литературы по общеобразовательным предметам.

4. Понятия «негативные воздействия на здоровье человека при пользовании различных гаджетов и компьютеров, отрицательное влияние на психику учеников, медиа культура учащихся», понятие «теле поколение» и другие.

По нашему мнению, нам не нужно ждать полного оснащения школ мультимедийными инструментами. На самом деле, почти у каждого ученика есть гаджеты. Кроме того, компьютерные технологии и цифровые технологии постоянно обновляются. Поэтому, можно взять опыт развитых стран: использовать гаджеты учащихся в процессе обучения. К сожалению, использование телефонов студентами на уроках не позволяют приказы соответствующих министерств в сфере образования.
Примечательно, что это одностороннее решение. Напротив, необходимо активизировать работу, чтобы студенты могли бы целенаправленно использовать свои мобильные телефоны и различные ресурсы.

Раньше было модно изучать иностранные языки, слушая аудиокассеты на магнитофонах. Из-за расширения компьютерных технологий они остались в прошлом. На сегодняшний день смартфоны и планшеты заменяют персональные компьютеры. Поэтому нетрудно заметить, что на повестке дня – создание образовательного контента в виде мобильных приложений. Необходимо признать, что сама традиционная методика использовалась неадекватным образом, и это привело почти «ржавый» метод обучения. Во-первых, необходимо очистить «ржавую» методику и придать блеск, чтобы он сверкал и показал свои преимущества, а во-вторых, применить педагогические и цифровые технологий. Каждый учитель, каждый руководитель должен понимать использование интеграции преимущества традиционного образования и электронного обучения и создания смешанного обучения (Blended Learning).

Интересно отметить, что в книжных магазинах имеется большое разнообразие дополнительной литературы для русских классов и множество полезных пособий для изучения английского языка. Учителя, ученики и родители также ясно видят, что мы стоим за создание современной литературы, которая может быть использована для преподавания узбекского языка как родного и государственного языка. Для изучения русского языка в интернете есть множество электронных словарей, видеоуроков, электронных тетрадей; мобильные приложении: “Репетитор по русскому языку”, “Диктанты. Русский язык”, “Ударение”, “Части речи”, “Аудиокурс. Русский язык”, “Правила по русскому языку”, “Пунктуация”. Мы завидуем им. За рубежом их создают не только программисты, но и преподаватели, студенты и даже ученики. Мне не дает покоя, почему мы очень медленно создаем такие мобильные приложения и электронные книги. Ведь для нас никто не создает
узбекский или каракалпакский контент.

Чтобы создать цифровой Узбекистан, каждый учитель должен понимать, что он вовлечен в это дело. И мы, и наши студенты, и наши ученики должны проснуться во время революции цифровых технологий.

Система непрерывного образования переживает сложный период, повышения качества образования. В этом процессе применение традиционного образования и цифровых технологий в смешанном виде станет неизбежном инструментом для обучающих, которые могут строить свою жизнь не по указу, а на основе собственного ума, мышления и велению сердца.

Итак, мы, педагоги, ответственны за построение фундамента цифровой экономики с использованием цифровых образовательных технологий.

Есимхан Канаатов